Seismic monitoring in water areas

    In all major centers of world oil and gas production (the North sea, the Gulf of Mexico, West Africa shelf), seismic monitoring of fields under development has been performed for years and is a standard work.

 

    These surveys are mainly aimed at increasing the oil recovery factor up to 25%, as well as ensuring uninterrupted technological and environmental monitoring of the offshore well operation, which, taking into account resonance accidents on offshore platforms, including in the Gulf of Mexico, is the most important mission of oil and gas companies. Up to now, Russia has not conducted suchlike surveys in offshore fields. However, a number of companies are very interested in them. 

 

    Today, our company offers the so-called "cyclic" seismic monitoring of hydrocarbon fields being developed in the water areas with depths up to 500 m. During the cyclic monitoring, seismic acquisitions are performed periodically, e.g., once a year, or in accordance with the technological scheme of field development, for example, after a certain stage. Cyclic monitoring implements active seismic acquisitions, involving the excitation of seismic signals with pneumatic or electric spark sources. The cyclic seismic monitoring consists of at least two acquisition series: Initial acquisition of seismic data (base line) and subsequent acquisition (monitoring line).

 

    The monitoring is required to identify changes in key monitoring indicators, for example, oil-water contact positions, between geological and geophysical models, built at the base line and monitoring line stages, respectively. Subsequent acquisitions can be repeated many times: monitoring line 1, monitoring line 2, etc.

 

    The seismic monitoring has the following advantages:

  • Option to obtain a highly reliable geological and geophysical field model at each development stage;

  • Cost saving, as the equipment involved in the monitoring process, as well as specialized vessels, can be used for executing other projects in the period between monitoring stages of this particular field.

     When carrying out the cyclic monitoring, the key issue is to achieve full coincidence of the position of exciting and recording points for each monitoring stage. This requirement is determined by the fact that the change of monitoring indicators from stage to stage, on the one hand, is slightly reflected in the observed wave field, but on the other hand, these minor changes may have policy implications for further field development scheme.

 

    Performing the repeated acquisitions in the same exciting and recording points is a difficult technical task, which is solved using high-precision underwater positioning systems and ROV.

 

    One of the examples of active seismic monitoring is the British Petroleum activity on the Atlantis field in the Gulf of Mexico.

Сейсмический мониторинг на акваториях

    Во всех основных центрах мировой нефтегазодобычи - Северном море, Мексиканском заливе, шельфе западной Африки - сейсмический мониторинг разрабатываемых месторождений выполняется уже не один год и является стандартным видом работ.

 

    Основная цель этих исследований - увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН) на 25%, а также обеспечение бесперебойного технологического и природоохранного контроля над эксплуатацией морской скважины, что, учитывая резонансные аварии на морских платформах, в т.ч. в Мексиканском заливе, является важнейшей задачей нефтяных и газовых компаний. В Российской Федерации  на настоящее время подобные исследования на морских месторождениях не проводились, однако ряд компаний  проявляют к ним растущий интерес. 

 

    Сегодня компания «Сейсмо-Шельф» предлагает выполнение работ по сейсмическому мониторингу разрабатываемых месторождений углеводородов на акваториях с глубинами до 500 м., в т.н. «циклическом» варианте. В ходе выполнения циклического мониторинга сейсмические наблюдения выполняются с некоторой периодичностью, например, один раз в год, или в соответствии с технологической схемой разработки месторождения, например, после завершения определенного этапа. Циклический мониторинг реализует выполнение активных сейсмических наблюдений, предполагающих возбуждение сейсмических сигналов пневматическими или электроискровыми источниками. Как минимум, циклический сейсмический мониторинг состоит их двух серий наблюдений: первоначального сбора сейсмической информации (base line) и последующего наблюдения (monitoring line).

 

    Целью мониторинга является определение изменений основных индикаторов мониторинга, например, положения водонефтяного контакта, между геолого-геофизическими моделями, построенными на этапах base line и monitoring line, соответственно. Выполнение последующих наблюдений может быть повторено многократно: monitoring line 1, monitoring line 2 и так далее.

 

    Преимуществами сейсмического мониторинга являются:

  • построение высоко достоверной геолого-геофизической модели месторождения на каждом этапе разработки;

  • сравнительная дешевизна работ, так как оборудование, задействованное в процессе мониторинга, а также специализированные суда, могут быть использованы для выполнения иных проектов в период между этапами мониторинга данного конкретного месторождения.

     При проведении циклического мониторинга ключевым вопросом является достижение полного совпадения положения пунктов возбуждения и регистрации для каждого этапа мониторинга. Данное требование определяется тем фактом, что изменение индикаторов мониторинга от этапа к этапу, с одной стороны, незначительно отражается в наблюдаемом волновом поле, но, с другой стороны, эти незначительные изменения могут иметь принципиальные последствия для разработки дальнейшей схемы освоения месторождения.

 

    Выполнение повторных наблюдений в тех же самых пунктах возбуждения и регистрации представляет собой сложную техническую задачу, решение которой достигается использованием высокоточных систем подводного позиционирования и ROV.

 

    Одним из примеров активного сейсмического мониторинга являются работы British Petroleum на месторождении Atlantis в Мексиканском заливе.